ВНИМАНИЕ! Наш офис переехал, с 29 июля 2019 г. наш новый адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 84. См. «Контакты»
Москва ул. Бакунинская, 84,

Москва

ул. Бакунинская, 84

8 (800) 234-35-08

Корзина

Заказать звонок
г. Москва, ул. Бакунинская, 84
anna.grigoreva@uni-medica.ru
- Тайный смысл снов литературных героев

Тайный смысл снов литературных героев

Пациентам 27 Февраля 2023
Тайный смысл снов литературных героев

Сон – одно из самых загадочных состояний. Кто-то видит цветные сны, а кто-то не видит их совсем. Иногда в сновидениях мы угадываем отсылки к событиям прошлого, а порой они указывают, что ждет нас в будущем. Пребывая в объятиях Морфея, мы можем достигать заветной цели или, наоборот, лицом к лицу сталкиваться со своими страхами. Причем сны бывают настолько реалистичны, что кажется, будто мы проживаем их наяву.

Стоит ли удивляться, что такое мистическое, символическое и во многом необъяснимое явление, как сон, нередко используют писатели. Это помогает им раскрыть характер главного героя, предвосхищает развитие сюжета и в целом позволяет читателям глубже понять смысл произведения.

Давайте совершим небольшое литературное путешествие, и вспомним, что снилось хорошо известным нам героям.

Вещий сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» (А.Пушкин)

Вещий сон Татьяны из романа «Евгений Онегин» (А.Пушкин)

Татьяне, главной героине романа в стихах «Евгений Онегин», символические сновидения приходят во время святок, когда по обычаю девушки гадают на суженого. Во сне за ней гонится медведь – хозяин леса и, по поверьям, предвестник неожиданных изменений. Именно медведь помогает Тане перейти по мосту через ручей, что в народной культуре означает выйти замуж. И все это предсказывает развязку произведения: девушка против воли становится женой московского генерала, а жизнь ее кардинально меняется.

Медведь подхватывает Татьяну на руки и приносит к избе, где в компании чудовищ пирует Онегин. Столь странное общество словно намекает, что девушка ничего не знает о возлюбленном. Евгений оказывается хозяином странных существ, все они слушаются его, и это подчеркивает сложность натуры героя, его властность, а может, даже его демоническую природу.

Мистические сущности исчезают, когда Таня входит в избу. Словно ее любовь меняет Евгения, избавляя от пороков и внутренних демонов. Но в действительности это происходит слишком поздно. Дуэль Онегина с Ленским, также предсказанная во сне, лишает героев шанса на счастье.

Сон Татьяны в романе выполняет сразу две важные функции. Во-первых, он раскрывает сущность Онегина, его неоднозначный и противоречивый характер. А с другой, создает дополнительное напряжение по ходу того, как разворачивается сюжет. Кроме того, сновидение наполнено народной символикой, что многое говорит о глубоком и истинно русском характере Татьяны.

Жизнь как сон в романе «Обломов» (И.Гончаров)

Жизнь как сон в романе «Обломов» (И.Гончаров)

Илья Ильич Обломов, герой романа И.Гончарова, предстает перед читателем человеком, проводящим жизнь на диване. Он не болен, не устал от тяжелого труда. Тем не менее, все его существование насквозь пронизано сонливостью и апатией.

Ключом к пониманию героя становится его сон. Это не предсказание будущего, не нарисованный воображением мир фантазий. Его сновидение – это воспоминание о детстве в Обломовке. Мальчика растили как экзотическое растение, его обожали, досыта кормили и… оберегали от любой инициативы, приучая к неторопливости и лени как к высшему смыслу всего.

Там, в родной деревне, так хорошо и спокойно, что просыпаться совсем не хочется. И в результате Илья Ильич отказывается вставать с дивана, пытаясь таким образом задержаться в своем идеальном мире и одновременно предается тоске по собственному раю на земле.

Интересно, что сон героя очень яркий и живой, а сам Обломов в нем еще очень юный, активный и любознательный. Но в реальности герой оказывается гораздо более пассивной версией самого себя. Создается ощущение, что он погрузился в сон на целую жизнь. И это становится важным ключом к пониманию романа и глубокого смысла, который автор вкладывал в понятие «обломовщина». 

Сны до преступления и после наказания Родиона Раскольникова (Ф.Достоевский)

Сны до преступления и после наказания Родиона Раскольникова (Ф.Достоевский)

Родиону Раскольникову из «Преступления и наказания» сны снятся на протяжении всего романа. Они наполнены странными образами и символами и имеют отсылки к текущим переживаниям героя.

До совершения преступления сны отражают сомнения героя, его рассуждения о том, не обесценивает ли он собственное существование, отнимая жизнь у другого. В сновидении о замученной лошади можно увидеть противоречивость личности Раскольникова: он жалеет животное, но при этом планирует убийство. Еще один сон перед преступлением – про оазис в Египте – не менее символичен. Он помогает ввести в повествование образ Наполеона, которому позволено больше остальных. А ведь именно таким «власть имеющим» считает себя сам герой.

После убийства сны Раскольника граничат с бредом психически нездорового человека. И это отражает состояние, в котором пребывает герой. В его снах чувствуется глубокое сомнение в том, можно ли оправдать его поступок, он чувствует ужас перед расплатой. Особенно показателен сон, в котором Родион словно собирается повторить свое преступление. Но старуха не боится его, а смеется в лицо, словно намекая, что в действительности нет у него права быть вершителем чужих судеб, что никакой он не особенный человек.

И лишь после покаяния Раскольников чувствует умиротворение, а характер его сновидений снова меняется. Последнее сновидение о моровой язве – одно из наиболее эмоциональных, и оно же свидетельствует о выздоровлении его души.

Достоевский любил вводить в произведения сны, считая, что это помогает раскрыть все стороны характера героя. При этом именно благодаря снам роман наполняется особым, почти мистическим символизмом.

Один сон на двоих в романе «Анна Каренина» (Л.Толстой)

Один сон на двоих в романе «Анна Каренина» (Л.Толстой)

В «Анне Карениной» ключевым символом является фигура всклокоченного мужика. Он возникает в важные для героини жизненные моменты – перед знакомством с Вронским, перед родами и в день гибели. Есть мнение, что этот образ символизирует порочную и болезненную страсть, вспыхнувшую между героями.

В одном из снов мужичок во сне прогрызает что-то в стене с таким звуком, будто разрывается что-то на части. Так и грехи Анны в клочья рвут ей душу.

Появление мужичка – а это происходит не только во сне, но и наяву –  сопровождается мотивом железа (железная дорога, работа над железом, стук молотка по железу и т.д.). И ведь именно под колесами поезда – огромной махины из железа – погибает Каренина.

Заслуживает внимания общий сон Карениной и Вронского. Оба они видят все того же мужика, который, нагнувшись, копошится в мешке и что-то бормочет по-французски. В определенной степени сон помогает противопоставить страсть Анны и Вронского возвышенным чувствам Левина и Китти. Невинные влюбленные по первым буквам читают мысли друг друга, в то время как вселяющий ужас один на двоих сон Анны и Алексея подчеркивает греховность их связи.

Неспроста мужичок бормочет что-то на французском. Именно на этом языке общаются между собой герои, обсуждая обыденные вещи, пока их души разрывает страсть. Причем Анне удается разобрать слова, в которых снова же прослеживается идея железа – «Надо ковать железо, толочь его, мять»…

Сон в романе – это одновременно и окно в таинственное будущее, и путь героя внутри самого себя. Анна воспринимает сны как предсказание, а читателю сновидения помогают разобраться, что творится в душе героини.

Сказка-сон «Алиса в стране чудес» (Л.Кэрролл)

Сказка-сон «Алиса в стране чудес» (Л.Кэрролл)

В этой книге сон становится рычагом, включающим и выключающим сказочное действие. Девочку Алису разморило на солнце, и она, задремав, перенеслась в Страну Чудес.

Л.Кэрролл интересовался темой сновидений. В дневнике он писал, что «сон имеет собственный мир, и часто так же реалистичен, как и жизнь». Да и само повествование в книге построено во многом по принципам сновидений.

Сюжет развивается линейно, при этом делает неожиданные зигзаги и порой резко обрывается. Повествование иррационально, местами абсурдно, сюрреалистично. Но это отнюдь не вымысел от начала до конца. В книге присутствуют отсылки к современной автору реальности, намеки на ситуации из жизни детей ректора Лиделла, которым была посвящена сказка, а также иллюстрации различных аспектов теории расширения Вселенной, сатира на теорию эволюции, философские шутки и т.д. Точно так и во время обычного сновидения мозг обрабатывает информацию особым образом, объединяя воспоминания и строя между не связанными между собой образами ассоциативные и иногда абсурдные связи. При этом все переплетается в целостную и вполне реалистичную канву жизни.

«Алису в стране чудес» анализировали лингвисты, математики, психологи, историки, философы, физики, находя в отдельных сценах глубокий смысл. Хотя нельзя достоверно сказать, действительно ли автор хотел донести до читателей какую-то мысль или просто сочинял забавы ради. Точно так и мы, увидев странный сон, пытаемся найти ему объяснение, расшифровать. Хотя в действительности он может не значить ровным счетом ничего. Ведь это всего лишь работа бессознательного.

***

Феномен сна в русской и зарубежной литературе исследуется многими литературоведами. Этот прием позволяет наполнить произведение символическим звучанием и переплести действительность и фантазии так тесно, что становится сложно отличить одно от другого. Сновидения помогают лучше понять характеры героев, причины их поступков, отношения к себе и к людям. И в этом нет ничего странного, ведь именно сон освобождает подсознание личности и открывает самые сокровенные тайны.

Закрыть