Москва
ул. Бакунинская, 84
Санкт-Петербург
БЦ Сенатор
Это оченть просто исправить - нажмите на кнопку с иконкой корзины в карточке желаемого товара
В каталогСИПАП-терапию как метод лечения обструктивного апноэ разработал и ввел в клиническую практику австралийский профессор Колин Салливан в 1981 году. Это произвело настоящую революцию. Ведь до этого единственная возможность помочь человеку при тяжелой форме остановок дыхания во сне заключалась в проведении трахеостомии (создание постоянного отверстия в трахее для дыхательной трубки). В сравнении с операцией, СИПАП-терапия не просто продлевала жизнь больному, но и повышала ее качество, позволяя оставаться полноценным членом общества.
Колин Салливан вместе со своим наставником Дэвидом Ридом изучал синдром внезапной детской смерти, постепенно приходя к осознанию связи между смертью младенцев и дефектом дыхания. Уже в самом начале исследовательской деятельности он понял, что наука сна – его призвание.
Салливан проводит 3 года в Канаде, анализируя дыхательные аномалии у «храпящих» собак (в основном мопсов и английских бульдогов). Но после возвращения в Австралию в экспериментальных исследованиях все чаще участвуют не животные, а люди.
Колин Салливан – человек, который изобрел СИПАП-аппарат.
Толчком к сенсационному открытию стало участие Колина Салливана в обсуждении докладов Элиота Вайцманна и Кристиана Гуиллеминаулта на международном медицинском симпозиуме 1980 года в Сиднее. Два ученых независимо друг от друга представили фотографии перекрытия верхних дыхательных путей во время ночного отдыха. Главный вопрос, вокруг которого завязалась дискуссия, был следующим: показывают ли снимки активное мышечное сокращение или же пассивный коллапс мягких структур дыхательных путей. Эта научная проблема продолжала волновать Салливана и после симпозиума. В поисках ответа, он со своей командой снова и снова проводил эксперименты, сравнивая результаты до и после трахеостомии.
Один из пациентов Салливана очень переживал о предстоящей операции и неоднократно интересовался, как избавиться от храпа и остановок дыхания, но без помещения в трахею дыхательной трубки. Во время одного разговора с больным профессор сделал смелое предположение о потенциальной возможности удержать верхние дыхательные пути от спадения постоянным потоком воздуха под давлением. И пациент согласился рискнуть и проверить на практике гипотезу. Первый в мире аппарат для СИПАП-терапии был сделан всего за пару часов в буквальном смысле из того, что нашлось под руками. К трубке с перфорацией приклеили нечто отдалено напоминающее современную назальную накладку. А функцию турбины для создания давления выполнял вентилятор.
Перед тем как начать эксперимент, все были предельно напряжены. Непонятно было, как себя будет чувствовать пациент, были опасения, что сам аппарат может «разорвать» от высокого давления. Поэтому было решено провести короткую запись дыхания во сне, а уже потом перейти к основной – более продолжительной – части опыта. Но каково же было удивление ученых, когда даже короткого тестового этапа оказалось достаточно, чтобы полностью устранить обструкцию и наладить дыхание! Ученые несколько раз меняли уровень давления: при его снижении эпизоды апноэ возникали снова, а при увеличении исчезали.
Хорошая переносимость опыта больным, а также резкое улучшение качества сна и дыхания окрылили ученых, и было решено продлить исследование до самого утра. Продолжительность эксперимента имела ключевое значение, т.к. успех 5-10-минутной проверки вовсе не гарантировал положительный исход 5-6-часового исследования.
Проведя с СИПАП-аппаратом целую ночь, пациент проснулся бодрее, чем обычно. Результат был очевиден: если длительное открытие верхних дыхательных путей не потребовало дополнительного повышения давления в течение эксперимента (т.е. не произошло адаптации), дело было именно в пассивном коллапсе.
Д-р Салливан считал эксперимент большой победой, ведь он получил уникальное устройство для изучения феномена обструктивного апноэ, а также механизмов его возникновения без необходимости хирургических манипуляций с трахеей. Но дальнейшие опыты и общение с большим числом больных показало, что люди готовы сделать еще один шаг и проверить возможность длительной СИПАП-терапии в домашних условиях.
Апробация продолжительного использования аппарата на дому была проведена благодаря инициативе того самого первого пациента. Он так сильно хотел избежать трахеостомии, что снова согласился стать объектом исследований. Стоит ли говорить, что и долгосрочный эксперимент дал положительные результаты. И несмотря на то, что продолжительность эффекта СИПАП-терапии еще не была известна, а ученые не исключали в будущем необходимость трахеостомии, пациенты с радостью принимали новый метод лечения храпа.
Первые CPAP-аппараты были громоздкими, шумными и не имели никаких опций для повышения комфорта лечения. Они работали на базе модифицированного двигателя от пылесоса. А лучшим решением для фиксации маски к голове стала внутренняя часть защитного велосипедного шлема и упаковка клея.
Большой удачей для Салливана стало присоединение к его команде швейцарского инженера-изобретателя Джима Брудерера. Он на порядок улучшил и сами аппараты, и маски для СИПАП-терапии в домашний условиях.
Эволюция первых СИПАП-аппаратов компании ResMed
Изначально маски делались поштучно, т.е. отдельно для каждого больного. И пациент получал не только дыхательный контур, но и упаковку клея Silastic без которого закрепить приспособление было проблематично. Но уже в 1984 году от изготовления масок в единственном экземпляре пришлось отказаться, т.к. количество желающих пользоваться CPAP на дому уже исчислялось сотнями.
Как только Салливан запатентовал свою технологию лечения храпа, он приступил к поискам партнера, чтобы сделать изобретение доступным для больных с сонным апноэ. В 1986 году он представил аппарат Питеру Фарреллу, который активно искал инновационные продукты для развития компании Baxter Healthcare. Новый метод лечения храпа без операции заинтересовал его, и он попросил показать изобретение в действии. Для наглядной демонстрации профессор Салливан снял видео с участием тучного мужчины, чей сон сопровождался громким храпом, фырканьем и приступами удушья, а также увеличением показателей пульса и давления почти в два раза. Затем больного подключили к аппарату, и дыхание практически сразу нормализовалось, а пульс и давление «упали» до приемлемых значений.
Питер Фаррелл так сильно верил в успех СИПАП-терапии, что отказался от престижной должности и основал собственную компанию
CPAP работал, это было очевидно. Но у Фаррелла было немало сомнений. Все-таки аппарат весил около 7 кг, выглядел устрашающе, да еще и жутко шумел. Но и на это у Салливана был готов ответ. Он показал ему сведения примерно о сотне пациентов, которые уже использовали аппарат и не представляли своей жизни без него. Это окончательно убедило Фаррелла включить разработку СИПАП-устройства в проект Центра медисследований компании Baxter.
Но в конце 80-х Baxter принимает решение свернуть проект по разработке оборудования для СИПАП-терапии в домашних условиях. Преданный идее, Питер Фаррелл уходит с высокооплачиваемого поста вице-президента, выкупает патент Салливана и создает собственную компанию ResMed (аббревиатура от Respiratory Medicine). Фаррелл шел на риск, ведь на руках у него был лишь прототип. Он остался без стабильного дохода, у него не было ни производственных мощностей, ни персонала, ни даже объективной оценки рынка сбыта. Более того, о новом методе лечения знало еще слишком мало людей.
Создавая ResMed, Питер Фаррелл мечтал, чтобы CPAP-аппараты стали простыми в использовании и работали как можно тише. Эта цель была достигнута. Сегодня компания является бесспорным интеллектуальным и технологическим лидером рынка респираторного оборудования и имеет торговые представительства по всему миру.