ВНИМАНИЕ! Наш офис переехал, с 29 июля 2019 г. наш новый адрес: г. Москва, ул. Бакунинская, 84. См. «Контакты»
Москва ул. Бакунинская, 84,

Москва

ул. Бакунинская, 84

8 (800) 234-35-08
- Сонное апноэ как причина несчастных случаев на дорогах

Сонное апноэ как причина несчастных случаев на дорогах

Пациентам 17 Мая 2021
Апноэ как причина ДТП

Нелеченое апноэ грозит инфарктом, инсультом, сахарным диабетом… Правда, пока эти болезни себя никак не проявляют, они кажутся маловероятными, и человек снова и снова откладывает лечение храпа на потом. Но существует одна опасность, практически ежедневно подстерегающая всех пациентов с апноэ, у которых есть водительские права или чья профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров. Речь идет о риске внезапно заснуть за рулем и попасть в серьезное ДТП.

Впервые о связи синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) и аварий на дорогах заговорили в 1987 году (George C.F.). С тех пор были проведены исследования, неоднократно подтвердившие: данное расстройство является значимой причиной ДТП, а также несчастных случаев на производстве.

Цифры и факты

ДТП в результате засыпания за рулем

Приведем факты, полученные в ходе научных исследований или сбора статистических данных.

  • В США за 2000 г. произошло порядка 310 тыс. ДТП, причина которых идентифицирована как сон за рулем. В результате аварий погибли почти 1,5 тыс. человек. (Sassani A., 2004).
  • Из-за риска заснуть за рулем у пациентов с сонным апноэ вероятность попасть в ДТП в 4-6 раз выше, чем у здоровых водителей. (Young T.l., 1997).
  • Дальнобойщики с СОАС в 7 раз чаще других попадают в ДТП. Каждая 5-я авария с участием водителей грузовиков происходит из-за внезапного засыпания за рулем. (С. Кейлс).
  • Состояние человека, который хронически не высыпается, можно сопоставить с опьянением. При этом у пациентов с апноэ тяжелой степени риск попасть в аварию выше, чем у водителей, севших за руль после умеренного употребления алкоголя. (George C.F., 1996).

Профессиональные риски + апноэ = гарантия несчастного случая

Опасность апноэ для профессиональных водителей

Низкое качество сна и дневную сонливость можно считать профессиональными проблемами дальнобойщиков, водителей рейсовых автобусов, летчиков и машинистов. В Швеции 70% пилотов авиалайнеров признались, что минимум единожды совершали ошибки в управлении из-за сильной усталости. По статистике Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, почти 90% машинистов недовольны качеством своего сна. В Норвегии периодически засыпает за штурвалом каждый 2-й летчик. Почти 20% из 492 прошедших опрос капитанов воздушных судов компании EasyJet подтвердили, что их клонит в сон во время полета минимум пару раз в неделю.

Удивляться статистике не приходится, т.к. подобная ситуация обусловлена сразу несколькими факторами:

  • конфликт естественных биоритмов и необходимости работать в ночное время;
  • несоблюдение режима отдыха и сверхурочная работа;
  • неспособность полноценно выспаться в транспортном средстве, гостинице или специальных пунктах оборота;
  • притупляющая бдительность монотонная езда по дороге без поворотов;
  • плохая освещенность дороги или вводящее в своеобразный транс мелькание света на трассе и т. д.

В таких условиях заснуть может даже абсолютно здоровый человек. При этом синдром обструктивного апноэ в значительной мере усугубляет негативное влияние перечисленных факторов.

Короткое засыпание – частая причина аварий

При апноэ мышцы глотки, мягкого нёба, языка и гортани во время сна утрачивают тонус, смещаются в сторону просвета дыхательных путей и полностью перекрывают его. Остановки дыхания могут случаться как 5-6, так и более 30 раз за час ночного отдыха. После каждой из них мозг на несколько мгновений пробуждается, а после засыпания цикл сна не продолжается, а начинается заново. В результате из структуры сна может полностью исключаться фаза медленного сна, важная для восстановления организма. Вот почему при диагнозе СОАС человек не может полноценно отдохнуть, сколько бы часов в постели он ни провел.

Некачественный ночной отдых замедляет скорость реакции, ухудшает концентрацию внимания, нарушает координацию движений. Человек чаще допускает ошибки, а на дороге (как и на опасном производстве) это может привести к печальным последствиям.

Нельзя не отметить, что одной из причин развития и прогрессирования синдрома обструктивного апноэ является ожирение. А ведь водители, машинисты и пилоты обычно ведут малоподвижный образ жизни и не всегда уделяют должное внимание правильному питанию. Таким образом, они склонны к набору веса, что усугубляет течение заболевания и увеличивает риск спонтанного засыпания во время управления транспортом.

Микросон во время управления транспортным средством

Важность концентрации внимания во время вождения

Сон за рулем не похож на традиционный отдых. Он начинается внезапно и длится от нескольких секунд до 2-3 минут, в течение которых отдельные структуры мозга «выключаются», в то время как другие продолжают функционировать. Ученые называют такие «провалы» микросном. Человек не осознает, что засыпает на несколько мгновений, а то и минут. Более того, его глаза в период микросна могут оставаться открытыми, но при этом водитель утрачивает способность воспринимать и анализировать информацию, следовательно, пропускает знаки, сигналы светофора, теряет контроль над управлением.

Несмотря на краткосрочность, такой сон очень опасен. С внезапным засыпанием могут столкнуться и машинисты, и пилоты, но особую опасность оно представляет для автомобилистов. Ведь в управлении поездов и самолетов задействуется автоматика, а за движением авто следит исключительно водитель. А на оживленной трассе потеря контроля даже на несколько секунд ведет к смертельной опасности. Согласно статистике, в авариях, произошедших по причине засыпания за рулем, чаще фиксируются летальные исходы и тяжелые травмы. Ведь в таких ситуациях автомобилист никак не может повлиять на ситуацию, например, снизив скорость или уклонившись от препятствия.

Микросон у пациентов с тяжелым СОАС может наблюдаться во время чтения книг, просмотра телевизора, приема пищи и даже беседы. Что уж говорить о ситуации за рулем, когда все условия способствуют спонтанному засыпанию.

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Как предотвратить спонтанное засыпание за рулем?

Человек не может объективно оценить свое состояние и склонен преуменьшать опасность хронической усталости и чрезмерной дневной сонливости. Тем не менее при управлении транспортным средством вас должны насторожить следующие симптомы:

  • учащенное моргание глазами и зевота;
  • ощущение, будто глаза «слипаются»;
  • периодические непроизвольные наклоны головы вперед, «клевание носом»;
  • снижение концентрации внимания (пропуск сигналов светофора и дорожных знаков);
  • слабый контроль над положением авто на дороге (смещение ко встречной полосе или на обочину, неосознанное пересечение разделительное полосы);
  • нарушение безопасной дистанции с впереди идущим авто;
  • «провалы во времени», когда вы не можете вспомнить, как проехали последние несколько километров.

При подобных симптомах рекомендуется остановить транспортное средство и найти возможность отдохнуть. Если же проблема возникает регулярно, стоит обратиться к сомнологу, чтобы пройти обследование и проверить, не страдаете ли вы от синдрома обструктивного апноэ или другого расстройства сна.

Лечение апноэ сна при помощи СИПАП-терапии

В России проблема апноэ сна у водителей изучена недостаточно хорошо. В то же время во многих европейских странах, а также в Турции и США на законодательном уровне закреплена необходимость сомнологического обследования для получения лицензии на управление пассажирским и грузовым транспортом. И при наличии диагноза СОАС средней или тяжелой формы водительское удостоверение можно получить лишь после начала СИПАП-терапии. Эта мера существенно улучшила дорожную ситуацию за рубежом. К сожалению, в нашей стране автомобилисты сами должны заботиться о своей безопасности.

Мерами профилактики засыпания за рулем являются:

  • хороший сон накануне поездки;
  • наличие бодрствующих пассажиров, с которыми можно поговорить и которые могут вовремя заметить симптомы чрезмерной сонливости у водителя;
  • планирование поездки на светлое время суток;
  • использование устройств, не позволяющих заснуть за рулем (регистраторы наклона головы водителя, приборы для определения изменения кожно-гальванической реакции, аппараты для измерения постоянного внимания водителя, устройства для слежения за движением глаз, определители положения авто на дороге и т.д.);
  • 10-15-минутные остановки через каждые 2 часа пути, в т.ч. если признаки сонливости отсутствуют. Во время остановок можно выйти из автомобиля, размяться, немного перекусить, выпить кофе, умыться холодной водой.

И конечно, при подозрении на синдром обструктивного апноэ, в первую очередь, важно пройти сомнологическое обследование. И если диагноз СОАС подтвердится, нужно обязательно обратиться к специалисту для назначения терапии. Сегодня существуют эффективные методы лечения (например, СИПАП-терапия), помогающие восстановить нормальное ночное дыхание и устранить симптомы дневной сонливости, а, следовательно, снизить риск ДТП и в целом повысить качество жизни пациентов.

Закрыть