Москва
ул. Бакунинская, 84
Санкт-Петербург
БЦ Сенатор
Это оченть просто исправить - нажмите на кнопку с иконкой корзины в карточке желаемого товара
В каталогНелеченое апноэ грозит инфарктом, инсультом, сахарным диабетом… Правда, пока эти болезни себя никак не проявляют, они кажутся маловероятными, и человек снова и снова откладывает лечение храпа на потом. Но существует одна опасность, практически ежедневно подстерегающая всех пациентов с апноэ, у которых есть водительские права или чья профессия связана с перевозкой грузов и пассажиров. Речь идет о риске внезапно заснуть за рулем и попасть в серьезное ДТП.
Впервые о связи синдрома обструктивного апноэ сна (СОАС) и аварий на дорогах заговорили в 1987 году (George C.F.). С тех пор были проведены исследования, неоднократно подтвердившие: данное расстройство является значимой причиной ДТП, а также несчастных случаев на производстве.
Приведем факты, полученные в ходе научных исследований или сбора статистических данных.
Низкое качество сна и дневную сонливость можно считать профессиональными проблемами дальнобойщиков, водителей рейсовых автобусов, летчиков и машинистов. В Швеции 70% пилотов авиалайнеров признались, что минимум единожды совершали ошибки в управлении из-за сильной усталости. По статистике Всероссийского НИИ железнодорожной гигиены, почти 90% машинистов недовольны качеством своего сна. В Норвегии периодически засыпает за штурвалом каждый 2-й летчик. Почти 20% из 492 прошедших опрос капитанов воздушных судов компании EasyJet подтвердили, что их клонит в сон во время полета минимум пару раз в неделю.
Удивляться статистике не приходится, т.к. подобная ситуация обусловлена сразу несколькими факторами:
В таких условиях заснуть может даже абсолютно здоровый человек. При этом синдром обструктивного апноэ в значительной мере усугубляет негативное влияние перечисленных факторов.
При апноэ мышцы глотки, мягкого нёба, языка и гортани во время сна утрачивают тонус, смещаются в сторону просвета дыхательных путей и полностью перекрывают его. Остановки дыхания могут случаться как 5-6, так и более 30 раз за час ночного отдыха. После каждой из них мозг на несколько мгновений пробуждается, а после засыпания цикл сна не продолжается, а начинается заново. В результате из структуры сна может полностью исключаться фаза медленного сна, важная для восстановления организма. Вот почему при диагнозе СОАС человек не может полноценно отдохнуть, сколько бы часов в постели он ни провел.
Некачественный ночной отдых замедляет скорость реакции, ухудшает концентрацию внимания, нарушает координацию движений. Человек чаще допускает ошибки, а на дороге (как и на опасном производстве) это может привести к печальным последствиям.
Нельзя не отметить, что одной из причин развития и прогрессирования синдрома обструктивного апноэ является ожирение. А ведь водители, машинисты и пилоты обычно ведут малоподвижный образ жизни и не всегда уделяют должное внимание правильному питанию. Таким образом, они склонны к набору веса, что усугубляет течение заболевания и увеличивает риск спонтанного засыпания во время управления транспортом.
Сон за рулем не похож на традиционный отдых. Он начинается внезапно и длится от нескольких секунд до 2-3 минут, в течение которых отдельные структуры мозга «выключаются», в то время как другие продолжают функционировать. Ученые называют такие «провалы» микросном. Человек не осознает, что засыпает на несколько мгновений, а то и минут. Более того, его глаза в период микросна могут оставаться открытыми, но при этом водитель утрачивает способность воспринимать и анализировать информацию, следовательно, пропускает знаки, сигналы светофора, теряет контроль над управлением.
Несмотря на краткосрочность, такой сон очень опасен. С внезапным засыпанием могут столкнуться и машинисты, и пилоты, но особую опасность оно представляет для автомобилистов. Ведь в управлении поездов и самолетов задействуется автоматика, а за движением авто следит исключительно водитель. А на оживленной трассе потеря контроля даже на несколько секунд ведет к смертельной опасности. Согласно статистике, в авариях, произошедших по причине засыпания за рулем, чаще фиксируются летальные исходы и тяжелые травмы. Ведь в таких ситуациях автомобилист никак не может повлиять на ситуацию, например, снизив скорость или уклонившись от препятствия.
Микросон у пациентов с тяжелым СОАС может наблюдаться во время чтения книг, просмотра телевизора, приема пищи и даже беседы. Что уж говорить о ситуации за рулем, когда все условия способствуют спонтанному засыпанию.
Человек не может объективно оценить свое состояние и склонен преуменьшать опасность хронической усталости и чрезмерной дневной сонливости. Тем не менее при управлении транспортным средством вас должны насторожить следующие симптомы:
При подобных симптомах рекомендуется остановить транспортное средство и найти возможность отдохнуть. Если же проблема возникает регулярно, стоит обратиться к сомнологу, чтобы пройти обследование и проверить, не страдаете ли вы от синдрома обструктивного апноэ или другого расстройства сна.
В России проблема апноэ сна у водителей изучена недостаточно хорошо. В то же время во многих европейских странах, а также в Турции и США на законодательном уровне закреплена необходимость сомнологического обследования для получения лицензии на управление пассажирским и грузовым транспортом. И при наличии диагноза СОАС средней или тяжелой формы водительское удостоверение можно получить лишь после начала СИПАП-терапии. Эта мера существенно улучшила дорожную ситуацию за рубежом. К сожалению, в нашей стране автомобилисты сами должны заботиться о своей безопасности.
Мерами профилактики засыпания за рулем являются:
И конечно, при подозрении на синдром обструктивного апноэ, в первую очередь, важно пройти сомнологическое обследование. И если диагноз СОАС подтвердится, нужно обязательно обратиться к специалисту для назначения терапии. Сегодня существуют эффективные методы лечения (например, СИПАП-терапия), помогающие восстановить нормальное ночное дыхание и устранить симптомы дневной сонливости, а, следовательно, снизить риск ДТП и в целом повысить качество жизни пациентов.